воскресенье, 17 января 2010 г.

Крымские пейзажи


Карло Боссоли (1815—1884) - итальянец, но и в какой-то степени наш соотечественник. 23 года проживший в Одессе Боссоли создал прекрасный альбом "Пейзажи и достопримечательности Крыма".
Крым был столь привлекательной для художников, что ехали сюда самые разные художники и другие люди искусства.


Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму.


М.С.Воронцов лично содействовал экспедициям, изыскивал средства, предоставлял ученым свои библиотеки и даже фамильный архив. В результате появились ценные издания о природе, истории, экономике, географии края.

Карло Боссоли родился в швейцарском городе Лугано. Спустя пять лет семейство переселяется в Одессу. Сей выбор не случаен. К тому времени Одесса была важнейшим русским торговым портом на Черном море, строительством которого руководил выходец из Италии де Рибас. К началу века итальянцы составляли 10% населения города». Так в Одессе сложилась колония «русских итальянцев». На первых порах в ней, естественно, преобладали негоцианты и мореплаватели. За ними потянулись ремесленники, фармацевты, школьные учителя, люди искусства. В Одессе обосновались известные архитекторы, скульпторы, художники: Торричелли, Наннини, Фазарди, Бигатти...

Попав в артистическую среду, К.Боссоли рано обнаружил незаурядное художественное дарование, чему в немалой степени способствовала работа в антикварной лавке по продаже эстампов, где в свободное время он много рисовал и копировал. Первыми учителями были, вероятно, одесские художники его окружения. Известно, что с 1828 года он работает в мастерской Наннини — художника Одесской оперы. Вскоре успехи талантливого иллюстратора и пейзажиста были замечены графом Воронцовым, который заказывает ему работы с видами Одессы.

Фортуна явно благоволила к молодому итальянцу. Впрочем, как и Е.К.Воронцова, по совету и настоянию которой К.Боссоли отправляется в Италию. Он провел там немногим более года (весна 1839-лето 1840): углубленно изучал классическую и современную школу живописи. По возвращении художник принимает приглашение М.С.Воронцова и отправляется в Крым, в Алупку. Было ли это посещение первым. Объездив весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Работы 1840—1842 годов убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника: виртуозное владение техникой рисунка, реализм, глубокое чувство натуры и перспективы.

Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию. Есть сведения, что в 1855 году К.Боссоли побывал в Крыму, запечатлел военные события в нескольких острых, исполненных драматизма работах. Они принципиально противостояли ложно-героическим откликам, столь распространенным в странах антироссийской военной коалиции. В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма. Но, вероятно, издатели не осмелились противоречить официальному курсу и предпочли рисунки крымского цикла 1840—1842 годов. Альбом явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий. Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения К.Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.

К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной. Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.

На самом деле альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» — произведение целостное. По замыслу автора, оно представляло бы собирательный образ Тавриды, образ Крыма, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы». Готовя издание, К.Боссоли отбирал сюжеты, наиболее полно иллюстрирующие и разнообразие природных ландшафтов полуострова, и богатство его истории, где сменялись эпохи, народы, культуры... Оставленные ими памятники мастер старался не только достоверно зафиксировать, но и передать их подлинное очарование.

Порядок расположения литографий также определен самим художником. Он помещался на отдельной странице, весьма интересной для исследователей. «Лист описаний» позволяет установить точное название каждого рисунка, ведь разрозненные литографии зачастую именовали произвольно, используя географические привязки. Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников.

«Усердно помолившись Святому Николаю и поцеловав угодника образ, мы пустились в путь.
И наконец, я увидел сию Крымскую обетованную землю, и увидел в первый раз природу, прелестную в ужасах ея. Кажется, и теперь еще балансирую над пропастью, со страхом взирая на недоступные скалы, и вдруг обращаю изумленный взор на рассеянные ног моих в неизмеримом пространстве очаровательные виды.
Я перестаю умствовать и начинаю жить. Чувства мои живы, впечатления глубоки, сердце ясно.


Сия Палестина, сия райская страна производит все, что может удовлетворить вкус и взоры самого роскошного человека. Хотя, путешествуя по Южной России, встречаешь на нескольких милях такие противоположности, что они напоминают то варваров Тибета, то самые промышленные и гражданственные народы средней Европы. Можно подумать, что в один день мы проехали несколько тысяч миль.
Так и буду пилигримствовать, наблюдая природу, человечество и все те предметы, которых воспоминание достойно остаться эпохою в жизни мыслящего и чувствительного существа».
Из писем, путевых заметок,
мемуаров путешественников

Жаль, что Крым уже не такой как раньше:((

А вообще, все что наверху можно не читать, а только посмотреть замечательные работы Боссоли.
Общий вид Севастополя


Вид Инкерманской долины

Татарский танец

Река Кача

Развалины древнего Херсонеса.

Долина Демерджи

Водопад Джу-Джур

Севастополь. Вид с северной стороны.

Гора Чатыр-Даг

Алушта

Вход в Севастополь с моря


Татарская школа.

Русское кладбище

Арсенальная гавань, Военный порт. Севастополь.



Бахчисарай


Кафа. Феодосия


Вид форта Св. Николая


Остатки большой генуэзской крепости в Судаке


Вид Ялты


Симферополь


Змеиный остров.


Остатки генуэзских укреплений в Инкермане.


Перекоп.


Общий вид Керченского залива с горы Митридат.


Форт Арабат.


Воронцовский дворец в Алупке.


Могила Митридата, близ Керченского лазарета.


Карасубазар.


Вид Балаклавы.


Грот в Гурзуфе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

В этом гаджете обнаружена ошибка