среда, 28 июля 2010 г.

“Портреты степных животных”


Полезные книги всегда нужно иметь под рукой. Книга "Портреты степных животных" как раз является полезной. В нее вложено много труда и что самое главное, в книге есть душа ИМХО. 
 

Лично для себя я давно открыл, что хорошая библиотека дома – это большая помощь и подсказка художнику. Всегда можно что-то подсмотреть интересное…
Ссылка на скачивания книги в конце статьи. Весит она немного.

Во всем мире у каждого вида животных есть свой неповторимый облик. Описать его словами, в строгом зоологическом описании, создать точный образ чрезвычайно трудно. Но с этой задачей весьма хорошо может справиться хороший художник. Владимир Моисеевич Смирин (1931–1989 гг.), профессиональный зоолог и одновременно художник-анималист, за свою жизнь нарисовал почти 300 разных видов млекопитающих. Он мечтал создать атлас зверей СССР, но, к сожалению, планы эти осуществить до конца не удалось. Книга «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии», вышедшая в 2008 году в издательстве Центра охраны дикой природы, — это  попытка представить  читателю только самую маленькую часть наследия Смирина. Небольшие очерки о степных млекопитающих, написанные друзьями и коллегами Смирина, сопровождают его красивые рисунки, среди которых не только «парадные» звериные портреты, но и большое количество  набросков, отражающих моменты поведения животного и его характерные позы.


Вся история изучения живой природы, растений и животных связана с их изображением на бумаге. Без качественных иллюстраций не мыслим ни один определитель, даже самый современный. Фотография в подавляющем большинстве случаев может только дополнить, но не заменить рисунок. В отличие от неодушевленного объектива фотоаппарата глаз художника, рассматривающего, а правильнее сказать — изучающего определенный объект, оказывается строго избирательным. Художник изначально нацелен на выявление принципов устройства изображаемого объекта, ориентирован на выделение главного. При этом он должен уметь абстрагироваться от второстепенного, от деталей, которые бы только мешали восприятию главного. На самом деле мы все это и так невольно замечаем, когда рассматриваем рисунки Пикассо, Леонардо да Винчи, Рубенса, Ватто… (у каждого может быть свой список). Но мы не всегда отдаем себе отчет в том, что, по сути, аналогичная задача стоит и перед художником, рисующим иллюстрации к строго научному определителю.

 
Зоологическая иллюстрация, которую можно рассматривать как особый вид искусства, пускай и прикладного, претерпела серьезную эволюцию. Гравюры из «Естественной истории» (Histoire naturelle, génerale et particuliere) Бюффона сейчас воспринимаются нами не более чем милые, смешные курьезы. Создается впечатление, что изображены на них не живые звери и птицы, а их чучела, причем плохо сделанные. Иллюстрации в старых изданиях «Жизни животных» Брема представляют уже значительный шаг вперед, но и эти рисунки, к сожалению, очень статичны (даже когда художник стремится передать движение), отягощены тяжелой графической штриховкой и зачастую только очень приблизительно отражают реальный облик того или иного конкретного животного.
Рисовать зверей Вадик (а именно так — Вадимом, Вадиком — называл он себя сам и так звали его друзья) Смирин начал еще в школьные годы, в зоопарке Ташкента, где семья находилась в эвакуации во время войны. Затем, уже в Москве, он занимается в кружке юных биологов при Московском зоопарке (знаменитом КЮБЗе) и одновременно учится в художественной школе. После окончания биофака МГУ работает в Северном Казахстане, в системе противочумной защиты (ведь переносчики чумной бактерии, блохи, живут на грызунах — больших песчанках), а с 1963 года — в Москве, на кафедре зоологии позвоночных биофака МГУ. Огромное влияние на подход В. Смирина к рисованию животных оказали два человека, которых он считал своими учителями. Это — Александр Николаевич Формозов (1899–1973) — известный зоолог, эколог, и вместе с тем — прекрасный художник-анималист (можно добавить — еще и писатель), и Василий Алексеевич Ватагин (1884–1969) — выдающийся художник и скульптур, в России ХХ века — безусловно анималист номер один.


Вслед за Ватагиным Смирин стал использовать метод, которым, впрочем, пользовались и многие другие анималисты. Суть его в том, что, наблюдая за животным, которое обычно вовсе не остается неподвижным, художник делает серию последовательных набросков, стараясь ухватить ту или иную позу. Постепенно весь лист покрывается рисунками: некоторые — это всего несколько линий, другие — с большим или меньшим числом прорисованных деталей. Фактически во время такого рисования художник изучает натуру, выявляет то, как она устроена, какая в ней заложена динамика. Именно так у внимательного анималиста и формируется представление о реальном облике того или иного животного.
Мечтою В. Смирина было создание атласа всех зверей, обитающих на территории СССР. С натуры им было нарисовано почти 300 видов, причем многие из них представлены не только «парадными», обобщающими портретами, но и сериями очень живых набросков, изображающих элементы поведения зверей и их характерные позы, а также разные этапы развития детенышей. Целый ряд видов Смирин мог наблюдать и рисовать непосредственно в природе. Среди них — сайгаки и песчанки в Приаралье или морские котики и каланы на Командорских островах. К сожалению, в силу ряда обстоятельств закончить работу над атласом ему не удалось, хотя труд был затрачен поистине титанический. В настоящее время наследники, ученики и коллеги Владимира Моисеевича начали постепенную публикацию его огромного наследия. В 2007 году в издательстве Центра охраны дикой природы появился изящно изданный альбом «Портреты зверей Командорских островов», а недавно — и подготовленные в том же формате «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии».

Полный текст и и иллюстрации вы может скачать. Книга “Портреты степных животных” выложена тут и ее можно скачать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

В этом гаджете обнаружена ошибка