воскресенье, 23 августа 2009 г.

Графика. Общие сведения.




Как-то странно. Вроде пишу о графике, а самого определения графики нет. Решил исправиться и написать что такое графика.

Слово "графика" на греческом grapho, что в переводе - пишу, рисую. Графика относится к изобразительным искусствам.

В интернете написано:

"Графика отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли,взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от
архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный,
не похожий на действительность, данную нам природой)."



Не сразу понятно если пробежаться глазами.:) С пояснением в скобках я не согласен! В графике, как и в любом изобразительном искусстве мы кроме изображения окружающего мира создаем и свой собственный. Т.е. художник на своем листе творец, как Бог создал наш мир, так и художник создает свой. Можно конечно пофилософствовать на эту тему, но статья и так большая, так что обойдемся.

Наверное главным средством графики является рисунок в чистом виде. Основа - это линия, штрих, пятно (для меня так точно:) Графика бывает как монохромной, так и цветной.

Снова из инета:
"Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является
бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.(станковая, монументальная, декоративная)"

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два
типа: эстамп и рисунок.

Эстамп - от французского estamper - штамповать, оттискивать - оттиск на
бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а
на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок
печатается, оттискивается с помощью пресса.


Кстати очень удобно копировать. Каждая работа это своего рода оригинал. Вроде как оригиналом считается первый оттиск, но кто же сможет это проверить?:) Правильно, никто.

Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала -
дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова
graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания
каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики,
отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.
плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;
выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня
фона;
углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.
В зависимости от материала, из которого создается печатная форма различают
разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень
очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на литографический
камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом.
Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к
ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19 веке
получает распространение в станковой и социально-критической журнальной
графике. (Французский художник Оноре Домье: “Опустите занавес, фарс сыгран”
1834г., “Улица Транснонен, 15 апреля 1834 года” 1834г., с 1837 по 1851г. -
приблизительно 30 литографических серий - “Робер Манер”, “Парижские типы”,
“Добропорядочный буржуа”, “Деятели правосудия”.)



Альграфия - это тоже самое, только на алюминиевой пластине.

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска
накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми
остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный
рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века всвязи
с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер:
“Четыре всадника” 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр “Образы смерти”
1524-1525г.г. )

Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии.
Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в
исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения
используемого материала (однородность, овтсутствие мешающих резцу
искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по
металлу делится на печать с травлением и безтравления. Существует большое
количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к
авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто (“черная
печать”), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапывается
гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего
металлическую пластину. Прцарапанные места протравливаются кислотой, а
полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на
бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия “Большие бедствия войны”
1633г., серия “Низшие” 1622г.)
Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем
процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической
доски.

Меццо-тинто - от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашеный. Вид
углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником
придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки
доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются,
полируются.

Акватинта - от итальянского aquatinta - метод гравирования, основанный на
протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной
асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти
кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Каждый из вышеупомянутых способов гравюры имеет свои особенности в
зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например,
ксилография более жестка, сурова, по сравнению с гравюрой на металле. По
стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому,
экспрессивному образу. Дерево - своевольный, неоднородный материал, диктующий
собственные условия. Металл же - более организован, податлив. Ксилографии
практически недоступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше походит для создания сатирических произведений, она более народна. (Например, лубки, - народные картинки, относящиеся, как привило, к декоративной графике, отличаются простотой и доступностью образов, откликаютчся на политические события, также изображают сцены быта. Техника исполнения лубка - обычно ксилография, иногда литография или гравюра на меди, раскрашиваемая после печати от руки.) Гравюра же на металле выполненная, например, в технике офорта, как правило, включает в себя строгую систему параллельных и перекрестных штрихов, соответствующих форме изображаемого предмета. Офорту наиболее доступно создание объема, пространства, света.

Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит совсем
особняком. Как самое непостредственное, гибкое и послушное средство выражения
художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких своих
условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и изображенное им с
точностью отпечатывается на листе.

Но литографии недоступна четкость линии, она мене “графична” по сравнению с
ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны мягкие как бырхат, широкие
линии штриха. Ночь и ткман ближе этой технике, чем днейвной свет (Французский
художник Одилон Родон: “Болотный цветок”, из серии “Посвящение Гойе”, 1885г.)


Ну это все конечно же интересно, но нам больше доступна техника "ручкой по бумаге":) или пером и тушью, ну и карандаш. Это самые доступные материалы. Микеланджело
Буанарроти как-то сказал:
“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки”.
Действительно, без рисунка никуда.

Свою независимость и ценность рисунок приобрел лишь в 17 веке. Ранее он служил лишь инструментом для создание чего-то большего.

Рисовали тогда сангиной, углем и серебряным карандашом (кстати до меня дошли слухи, что этот карандаш был очень вреден. Может вранье?) Немного позже появился графитовый карандаш (у меня дома их 4 штуки и ни одним не рисую, есть же ручка и перо:)

В 19 веке графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают
краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает цветная тушь.

Вот что написано про перо:

Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила,
акварель). Ранее использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В
настоящее время в художественной практике распространены металлические перья
различных размеров и форм. В зависимости от формы наконечника пера (узкого,
острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и
штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать
мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как
раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника
требует от художника большой собранности, аккуратности, самодисциплины.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой
матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обозженных тонких веток или
обструганых палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил
распространение твердый уголь из пресованного угольного порошка c добавлением
растительного клея (сухой грифель).

Сангина - так же как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается
сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В
отличие от натуральной искусственная сангина производится из каолина и
окислов железа.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из
спресованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и
гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как
правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками
приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на
шероховатой бумаге, картоне.

Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и
наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных
деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.
На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и
техника акварели и гуаши.


Ну основное вроде написал. Если хотите что-то дополнить пишите комментарии. Я постарался сократить как мог, чтобы хоть кто-то смог дочитать все до конца.

Всего хорошего.:)


5 комментариев:

  1. кстати до меня дошли слухи, что этот карандаш был очень вреден. Может вранье?)
    думаю нет, карандашь-то серебрянный знач ценный, по башке получить мона ;)

    Интересная статья)))
    Я пока ручкой тренеруюсь))) потом на перо перейду.

    ОтветитьУдалить
  2. Можешь на перо не переходить:) Ручку не нужно макать в чернила.

    ОтветитьУдалить
  3. но ручка не так крута)))
    перо оно же круче. типа профи

    ОтветитьУдалить
  4. ну, не согласна)))
    тушь она круче.
    это как с пропорциями тела если их знаешь то рисунок полюбому круче, хоть в какой стилистке. =)

    ОтветитьУдалить

Powered By Blogger