вторник, 31 марта 2009 г.

Альбрехт Дюрер


ДЮРЕР, АЛЬБРЕХТ (Dürer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.

Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.
Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492–1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.

В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.



В 1503–1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры – плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507–1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. В 1513–1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь – аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519–1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.

В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе – проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.

Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические, и протестантские оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). На левой створке столь любимый Лютером Иоанн Богослов помещен перед Петром – камнем утверждения католицизма; на правой створке Павел, апостол Реформации, стоит впереди Марка. Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города; однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма.

Умер Дюрер в Нюрнберге 6 апреля 1528.


Четыре всадника Дюрера
Виденье? Истина? Химера?
Иль Апокалипсиса чад?
Четыре всадника Дюрера
Устало беспощадно мчат
Вперед. Над злобой разрушенья
Как-то невидимо легки
Благославляют обреченье
Две чистых ангельских руки.
Так должно? И под звук аллюра
Молитвой разомкнет уста.
И сумасшедшая гравюра
Вдруг станет радостно проста:
То неземное отреченье,
Тот жест, как найденная мысль,
Исполнен тайного значенья
Благословения на жизнь.

Надежда Щипакина www.novozybkov.ru/archive/poetry/#schipakina

Читать далее

Пастель

Пробовал я рисовать пастелью, занятие конечно интересное, я думаю что всем стоит попробовать. Мне было просто весело, как в детстве цветными карандашами. И не важно получится у меня что-то классное или будет обычный набросок. Мелки приятно держать в руках, приятно ими рисовать. Все познается в сравнении. Может это Ваш материал?


АССОРТИМЕНТ. ПРОИЗВОДИТЕЛИ

В советское время пастель производилась только на комбинате Художественного фонда в Подольске. Естественно, что даже такой огромный комбинат не мог обеспечить этим материалом всю стану. Поэтому школа пастельной живописи у нас так и не возникла. Сегодня, при том широчайшем ассортименте, который появился на рынке, возможности у художников самые обширные. Несколько российских заводов производят качественную пастель по вполне доступным ценам. Основной костяк традиционно находится в Петербурге – «Олки», «Аква Колор», «Спектр». Подольский комбинат сегодня преобразован в ЗАО «Подольск-Арт Центр», он по-прежнему принадлежит Художественному фонду. Целью своей работы это предприятие видит производство высококачественной пастели по самым доступным ценам, которые позволили бы творить любому художнику, невзирая на его материальное положение. Кроме того, масляную пастель наборами по 12 и 24 штуки производит «Гамма».
Вот далеко не полный перечень импортных производителей сухой, масляной пастели, а также пастельных карандашей в деревянной оболочке, представленных на нашем рынке: Talens (Нидерланды), Conte (Франция), Schminke (Германия), Lyra (Германия), Faber-Castell (Германия), Stabilo (Германия), Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Daler Rowney (Англия), Caran d’Ache (Швейцария), Apa-Ferrario (Италия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Bosung (Китай), Derwent (Англия), Pentel (Япония), Titi (Корея), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sennelier, Sakura, Crayon.
Остановимся подробнее на отдельных фирмах.

«ПОДОЛЬСК-АРТ ЦЕНТР»

При изготовлении пастели на Подольском художественном комбинате используются светоустойчивые пигменты с минимальным количеством связующего, что и делает пастель сухой. Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм, наборами по 10, 12, 30, 60, 130, 185, 268 штук, а также наборами по 10 штук одного цвета или тона. Набор пастелей из 30 штук включает только основные цвета, а наборы из 60, 130, 185, 268 штук имеют еще по 2-5 дополнительных полутонов, менее интенсивных по цвету, чем основные. Пастель продается также россыпью - она вручную завернута в клеенчатую упаковку, на каждый мелок нанесен номер. Пастель дает очень хорошую растяжку на бумаге и накладывание цветов друг на друга. Если говорить о градации твердости-мягкости, она является средне-мягкой.
Вот что рассказал мне Олег Александрович Воронцов, генеральный директор предприятия, о нынешнем производстве пастели: «Мы добиваемся того, чтобы: а) была хорошая расколировка, то есть набор цветов; б) пастель была мягкая в работе, и при этом карандаши не рассыпались; в) пастель была экологически безопасной. Мы получили гигиенические сертификаты в Госсанэпиднадзоре России и в США, в Калифорнии. В Америке наш продукт имеет высшую категорию экологической безопасности.
Наша цель сегодня такова - давать профессионалам как можно более дешевую качественную продукцию. Цены мы согласовываем с Союзом художников России, с которым постоянно сотрудничаем и по оценке качества продукции. Кроме того, мы работаем с Российской академией художеств, с Международной конфедерацией художников. Устраиваем мини-выставки, на которых художники пробуют наши материалы, тестируют их. Мы сегодня являемся материально-технической базой изобразительного искусства России. Мы – не приватизированное предприятие, которое работает на художников, для художников и принадлежит художникам. Мы являемся экспортерами, нашу продукцию признали за рубежом и охотно покупают. Мы поставляем ее под торговой маркой Yarka, которая объединяет продукцию четырех русских заводов - нашего, «Завода художественных красок», «Гаммы» и «Художественных материалов».

«ОЛКИ»

Пастелью петербургской компании «Олки» можно работать без использования специальных пастельных карандашей, применяющихся для проработки мелких деталей или штриховой техники. При этом растушевка пастели тоже не вызывает проблем. Такая универсальность удобна для работы в любой технике как для профессионалов, так и для начинающих художников и любителей. Особенное значение имеет и точность цветовой гаммы пастели, позволяющая передать любые цветовые нюансы, фактуру и игру света.
Ценны эти свойства пастели в учебном процессе, где сознательное ограничение ассортимента материала способствует концентрации внимания.
При желании, пастель «Олки» можно использовать, как акварельный карандаш, работая по влажной бумаге или размывая пастельный рисунок влажной кистью.
Для пастели «Олки» характерна тонкая градация цветов: от насыщенных до слабоинтенсивных. При большом цветовом разнообразии четкость цветовой гаммы позволяет добиваться выразительности, используя минимальное количество пастельных карандашей. От цветового аскетизма классического рисунка до декоративной яркости некоторых видов пастельной живописи - таков диапазон цветовой гаммы пастели «Олки», заслуженно оцененной как в России, так и за рубежом - эта компания уже много лет является неизменным поставщиком пастели в Германию и Швейцарию.

«АКВА-КОЛОР»

Петербургская компания «Аква-Колор» производит пастель по оригинальной технологии с использованием природных и синтетических пигментов. Пастель «Аква-Колор» отличается мягкостью штриха, легкостью растушевки и хорошим сцеплением с поверхностью, чистотой цветовой гаммы. Использование в составе пастели гуммиарабика позволяет совмещать технику пастели и акварели – размывать пастельные штрихи, добиваясь их прозрачности. «Аква-Колор» выпускает пастель наборами 8, 16, 32, 48 и 64 карандаша. Кроме того, набор 48 карандашей выпускается в деревянной упаковке. Наборы отличаются по цветовой гамме и рассчитаны на начинающих художников и на профессионалов.

«СПЕКТР»

Петербургское предприятие «Спектр» выпускает пастель художественную «Петербургскую». О своем любимом детище рассказывает директор компании Юрий Валентинович Леонов: «Пастель художественная «Петербургская» была разработана нашей научно-исследовательской лабораторией. Ее презентация состоялась 14 июля 1992 года в универмаге «Гостиный двор» в Санкт-Петербурге и в одном из художественных училищ города (лично мне этот день еще запомнился тем, что родилась моя дочь).
Сначала мы выпускали пастель в наборах по шесть карандашей. Это были растяжки всех основных цветов. Можно было собрать «коллекцию» из десяти разных наборов.
Затем, совершенствуя производство и разрабатывая новые оттенки, мы перешли к выпуску больших наборов. Это 9, 18, 36, 54 и 72 карандаша различных оттенков, уложенных в строго определенном порядке. Сначала наборы были в плоских коробках, где карандаши уложены в один ряд по высоте. При этом самый большой набор (72 цвета) получился громоздким по площади, а это неудобно пользователю.
Сейчас мы выпускаем наборы пастели художественной «Петербургской» такого же ряда комплектации в компактном пенально-модульном виде. Например, в том же самом наборе 72 цвета - четыре пенала по 18 карандашей задвигаются в одну коробку и располагаются в ней по высоте. С таким изделием легче обращаться, удобнее брать в руки. А при транспортировании в составе групповой упаковки (в гофрокартонных коробах) карандаши идеально сохраняются, не ломаются, так как в этом случае они расположены вертикально и не испытывают опасных нагрузок.
Наша пастель обладает свойством сохранять присущую ей мягкость во всем интервале климатических факторов. Это обеспечивается составом связующих компонентов. В красящем составе мы постарались максимально использовать природные пигменты с тем, чтобы произведения художников, использующих нашу пастель, жили в веках.
В составе пастели нет мела, нет вредных примесей. Основа, как бы скелет карандаша, состоит из экологически чистого природного материала, физико-химические свойства которого стабильны, что обеспечивает устойчивость всей системы.
Производится пастель на специальном технологическом оборудовании, где все компоненты спрессовываются под большим давлением, образуя однородный стержень.
К преимуществам нашей пастели помимо достаточной прочности при существующей мягкости следует отнести то, что она не «каменеет», пригодна для использования с различными сортами бумаги, имеет хорошее перекрытие цветов, хорошо разносится, не осыпается, может размываться водой, ею можно работать по мокрой поверхности.
Словом, наша пастель востребована рынком. Ею пользуются как начинающие художники, учащиеся (что весьма важно), так и признанные мастера искусств (что весьма почетно)».

KOH-I-NOOR HARDTMUTH
(карандаши просто класс, сейчас только ими работаю)

Фирма Koh-I-Noor Hardtmuth производит художественный ассортимент на протяжении более чем 100 лет, причем она была первой, кто ввел в свой ассортимент ряд таких изделий, как мелки Negro, искусственный уголь, графитовые стержни для художественного рисования - сангины и сепии. Фирма всегда руководствовалась девизом: «традиция, качество и прогресс». Ее главное поприще - сухие изобразительные средства, то есть уголь, мелки, графитовые карандаши и цветные карандаши. Ведущей позицией остаются сухие пастели, поскольку требования, предъявляемые к ним, являются самыми высокими. Сухая пастель должна соответствовать критериям светостойкости, чистоты цвета, высокой степени мягкости и однородности, цветосовмещению (смешиваемости цветов) и прозрачности. Пастель должна быть мягкой, но не должна крошиться, она должна оставлять четкий след, но не должна ломаться. Предъявляется целый ряд противоречивых требований к качеству и все их необходимо соблюсти как можно полнее. Для достижения этого каждый производитель обладает своим, очень ценным, ноу-хау. Обладает таким ноу-хау и Koh-I-Noor Hardtmuth.
Компания производит сухие мягкие пастели в 3-х производственных сериях. Самым высоким качеством обладают сухие пастели 8500 Toison d´Or в форме цилиндрического стержня диаметром 9 мм, представленные 120 чистыми цветами, поставляемые как отдельно по цветам, так и в наборах по 6, 12, 18, 24, 36, 48 и 120 цветов, причем самый большой набор упакован в подарочном деревянном двухъярусном чемоданчике. Пастели предназначены для полноцветного рисования с возможностью максимальной растираемости на основе. Для более тонкой прорисовки используются кусочки стержней или же сухие пастели из других серий.
Вторая серия 8560 Gioconda изготовлена в форме брусочков с гранями 7x7 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре основной серии 8500. Эти сухие пастели предназначены для более тонкой прорисовки или для завершающих работ. Меньшее сечение требует более высокой прочности, которая достигается благодаря замене основного носителя. Но это не влияет на способность пастели легко наноситься на основу и оставлять на ней мягкие следы. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.
Третьей серией является 8820 Gioconda в форме деревянного карандаша с диаметром сердечника 4,2 мм в 48 чистых цветах и цветовой палитре, аналогичной цветовой палитре серии 8560. Эти пастели предназначены для рисунков небольших размеров или для завершающих работ. Сердечник такой же, как и у серии 8560, он обладает теми же свойствами. Пастели поставляются отдельно по цветам или в наборах по 24 и 48 цветов.
Кроме сухих пастелей, фирма производит твердые пастели серии 8100 Gioconda в 48 чистых цветах, которые представляют собой нечто среднее между цветным карандашом и восковой пастелью. Их отличительным свойством являются очень насыщенные плотные непрозрачные цвета, вид которых при их нанесении на основу в конечном итоге создает эффект, близкий к масляной живописи. Рисунок, в отличие от слегка матового рисунка сухой пастелью, в данном случае является слегка глянцевым. Эти пастели поставляются отдельно по цветам или в виде наборов по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 цветов.
Последней серией являются масляные пастели серии 8310 Gioconda в 24 чистых цветах. По существу это классические масляные краски с малым содержанием масла, что приводит к их твердой консистенции, так что их можно наносить на основу сухим путем как рисунок и после этого при помощи масла создать картину, написанную как масляными красками.

APA-FERRARIO

Гамма сухой пастели этого итальянского производителя состоит из 100 оттенков, которые могут налагаться друг на друга и отлично растушевываются. Благодаря тщательному измельчению самых отборных глин с пигментами высшего качества получается исключительно мягкая пастель, оставляющая интенсивный бархатистый след. Все цвета обладают хорошей светостойкостью и не меняют тона с течением времени. Фабрика Ferrario целиком сохранила традиционную технологию производства этих красок: после экструдирования замеса производится нарезка, и полученные таким образом пастельные краски остаются сохнуть на воздухе. Это позволяет получить мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка тоже производятся вручную, что обеспечивает дополнительный контроль над качеством.
Серия масляных пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Серия восковых пастелей выпускается гаммой из 24 красок, которые могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей светостойкостью и обеспечивают яркий и интенсивный след.
Эксклюзивным представителем фабрик Apa-Ferrario в России является компания «Трест Спецбумснаб».

CONTE a PARIS

Эта знаменитая компания, как вам известно, ведет свою историю с того времени, когда Жак Николя Конте изобрел первый в мире графитный карандаш в деревянной оболочке. Сегодня художественное направление фабрики принадлежит другой не менее известной фирме Lefranc&Bourgeois, которая сохранила на всем спектре выпускаемой продукции прославленное имя Конте. Художественное направление выпускается под маркой Conte a Paris.
Сухая пастель изготавливается из пигмента, мела, каолина и других компонентов. Гамма из 48 основных цветов подобрана с учетом пожеланий художников - недостающие оттенки можно создать самому путем смешивания. Выпускается как в виде мелков, так и в виде карандашей. Карандаши производятся на основе синтетических и натуральных пигментов, каолина, силиконов и связующего (эфир целлюлозы). Они тверже сухой пастели - это сделано для того, чтобы стержень в графитовой оболочке не ломался.
Сухая пастель выпускается круглой формы и ограненная. Последняя позволяет варьировать толщину линии. Хорошо растушевывается пальцами, бумажной скруткой, а также специальной растушевкой.
Выпускается также масляная пастель, также гаммой из 48 основных цветов. Каждый мелок защищен оболочкой, что создает дополнительные удобства для использования. Применять эту пастель можно двумя способами: для создания эффекта прозрачности ее используют с уайт-спиритом, а для получения пастозного эффекта кончик мелка нагревают и в размягченном виде наносят на бумагу при помощи мастихина. Здесь может применяться техника наложения слоев и соскабливания.
На российском рынке компанию Conte a Paris представляет фирма Cosyma.

LYRA

Немецкая компания Lyra была создана в 1806 году. Профессиональные продукты этой фирмы объединены в единую серию под названием Rembrandt, на упаковках которой изображен Нюрнбергский замок.
Для художников Lyra выпускает высокопигментные пастельные мелки прямоугольной формы серии Polycrayons. Гамма содержит 72 гармонично подобранных оттенка. Цвета можно смешивать в различных комбинациях и разбавлять водой. Сухая пастель представлена в металлических коробках по 12, 24 и 48 цветов, и каждый цвет отдельно по 12 штук в коробке. А также серые и коричневые оттенки выпускаются отдельными цветовыми гаммами по 12 штук в картонной коробке.
Масляная пастель отличается высокой концентрацией цветового пигмента. Основа масляной пастели - воск и минеральные масла. Масляная пастель дает яркие и сочные цвета, работы получаются красочными и необыкновенно долговечными. Масляная пастель не смазывается, не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обыкновенной пастели. Она прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого. Существует определенная техника рисования масляной пастелью Lyra, при которой картина выглядит, как написанная маслом. Масляная пастель выпускается в картонной коробке по 12, 24, и 48 цветов, а каждый мелок обернут в индивидуальную упаковку.
Цвет растворимых в воде восковых мелков Aquacolor для художников, благодаря высокой степени пигментации, приобретает необыкновенную яркость и стойкость. Они растворяются в воде и легко смешиваются, что позволяет создавать неограниченное количество оттенков. Восковые мелки Aquacolor выпускаются в металлических коробках по 12, 24 и 48 цветов.
Есть у Lyra также такой необычный вид продукции, как цветные мелки, в точности повторяющие очень древнюю технологию рисунка Encaustic. Мелок наносится на поверхность горячего утюга, расплавляется и смешивается с другими цветами, а потом уже горячим утюгом наносится на картон, плотную бумагу, или специальную бумагу для Encaustic. После остывания картина имеет единую равномерную поверхность, не осыпается, не смазывается, не выцветает со временем. В серии Encaustic выпускаются 34 индивидуальных цвета, а также набор для начинающих: мелки, бумага и утюг.
Продукцию компании Lyra можно приобрести в компании DNA.

FABER-CASTELL
(пользовался ихними карандашами. очень классные, но у нас их трудно найти)

Для профессиональных художников Faber-Castell предлагает несколько вариантов пастели. Мягкая пастель Goldfaber («синяя линия») предназначена для любителей, учеников и студентов, обучающихся в специальных художественных заведениях. Пастель выпускается 70 ярких интенсивных цветов, которые могут быть перемешаны между собой в любых комбинациях.
Профессиональная пастель Polychromos («зеленая линия») имеет квадратную форму поперечного сечения. Такая форма сечения позволяет рисовать линии различной толщины, используя разные грани пастели (для рисования тонких линий используются острые грани и наоборот). Пастель Polychromos предназначается для профессиональных художников и графических дизайнеров. Насыщенные основные цвета, дополненные переходными оттенками, образуют идеальную палитру из 120 цветов. Для производства пастели Polychromos используются только высококачественные пигменты с абсолютной чистотой цвета и высокой светостойкостью. Постоянный контроль пигментов в лабораториях компании гарантирует полное соответствие EN71.3-стандарту и доказывает полную безопасность пастели (также как и всего ассортимента товаров для живописи, графики и черчения). Пастель Polychromos подходит для рисования на плоскости и особенно для прорисовки очень мелких деталей, ее даже можно затачивать и использовать как пастельный карандаш.
Масляная пастель Goldfaber («синяя линяя»), подобно мягкой пастели, предназначена для начинающих мастеров. Выпускается 36 цветов, которые могут быть перемешаны между собой для образования различных оттенков. С помощью растворителя можно добиться эффекта масляных красок, темперы или даже акварели. Исключительная плотность и равномерность окрашивания пигмента позволяет создавать работы на больших поверхностях. Таким образом, даже начинающий мастер может работать сразу в нескольких техниках. При работе с этим видом пастели закрепителями можно не пользоваться, так как ее плотная структура обеспечивает сцепление пигмента с поверхностью.
Акварельные мелки Albrecht Durer («зеленая линяя») сочетают в себе три характеристики: акварели (пигмент можно набирать кисточкой непосредственно с самого мелка профессиональных цветных карандашей и масляной пастели); профессиональных цветных карандашей (для смешения оттенков достаточно просто провести влажной кисточкой по рисунку); пастели (для получения на отдельных участках однородного насыщенного цвета необходимо растушевать восковые мазки). 60 ярких цветов легко сочетаются друг с другом.

PENTEL

Эта японская компания выпускает масляную пастель для детского творчества. Однако благодаря высокому качеству, традиционному для всех продуктов Pentel, пастель пользуется большим спросом у профессиональных художников. По некоторым данным, они ее разводят и получают в добавление к исходным цветам множество оттенков. Пастель подходит для рисования по бумаге, холсту, школьной доске. Она не токсична и рекомендуется для детей любого возраста. Поставляется в наборах по 12, 16, 24, 36 и 48 цветов.
Эту марку в России эксклюзивно представляет компания eBazaar.

КРОМЕ ТОГО

Пастель входит в группу так называемых графических материалов для художников. Туда же входят еще угли рисовальный и прессованный, сангина, сепия и соусы.
Для того чтобы облегчить работу художника, практически все крупные производители выпускают специальные вспомогательные материалы для работы с пастелью. Подробнее о них мы поговорим в отдельном обзоре. Сейчас же коротко остановимся на самых важных предметах работы пастелиста.
Ластик-клячка выглядит как кусок сырого теста темного цвета. Используется для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков.
Наждачная бумага - лента грубой и тонкой наждачной бумаги для изготовления пастельной пудры, а также для затачивания мелков и карандашей.
Щетка для очистки поверхностей графических работ.
В качестве основания для работы пастелью используется замша, торшированная бумага, ватман, фильтровальная, мелкозернистая, шлифовальная бумага (шкурка) мелких номеров, выпускаемая в рулонах и листах, грунтованный холст, картон и чертежная бумага, покрытая специальным грунтом. Поверхность бумаги должна быть в меру шероховатой и не вызывать крошения пастельных карандашей, что затрудняет работу. В работе пастелисты используют зачастую бумагу производства фабрик «Гознак» и СЗЛК, но специальную пастельную бумагу пока производят только иностранцы - такие всемирно известные фабрики, как Fabriano и Canson, например.
Растушевки – специальные палочки, которые применяют для тонкого разнесения по бумаге, картону или холсту красочного слоя. Они изготавливаются из непроклеенной оберточной бумаги, а наиболее качественные - из замши или лайки. Изготовляют растушевки и путем свертывания проклеенной бумаги в виде цилиндрической палочки, концы которой затачиваются на абразивном круге.
Фиксативные лаки представляют собой раствор карбинальной (синтетической) смолы в спирте. Они используются для закрепления пастельной картины. Фиксативы выпускают практически все мировые производители пастели.
К пастельным карандашам нужно предлагать также специальный нож для заточки, так как они выпускаются нестандартных размеров и точить их обычными канцелярскими точилками небезопасно - происходят большие потери пастели, которую можно использовать и в виде пудры.

МИР ХУДОЖНИКА

Мир художника - это мир индивидуальный. Также как отличаются друг от друга картины разных художников, отличаются манеры работать и подбор материалов. Всем художникам угодить невозможно, как ни стараются производители это сделать. Невозможно описать все те методы работы с пастелью, которые изобретают художники сами для себя, а уж об используемых материалах говорить и вовсе не приходится. Пастель растирают и используют в виде порошка, ее смачивают водой или рисуют по мокрой бумаге, ее растушевывают ватой или ватными палочками, ее смешивают с самыми разными материалами, ее фиксируют дешевым лаком для волос или дорогими импортными фиксативами. До сих пор в Англии художник John Hersey изготавливает пастель для продажи вручную.
Притягательность пастели объясняется ее бархатистостью, которая создает особое сияние или свечение, названное «пастельным тоном». Пастель при смешивании может дать более 1650 оттенков! При этом ни один оттенок не изменится с течением времени, так как пастельные краски - вечны, ведь они состоят практически из чистого пигмента. Этот же пигмент создает единственный существенный недостаток пастели - она продолжает «жить» на бумаге или холсте. К ней нельзя прикоснуться, ее нужно хранить под стеклом в обрамлении паспарту, потому что к стеклу картина тоже не должна прикасаться.
Закончу статью словами одной современной художницы: «Волшебство пастели потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают…».

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

Редакция КД выражает благодарность фирмам, предоставившим свою продукцию для тестирования. Не хотелось бы сравнивать и проводить аналогии - дело для индустриального издания неблагодарное. Отметим лишь факты.

Lyra. Сухая твердая пастель. Карандаши имеют прямоугольную форму, что позволяет использовать их и как пастельный карандаш для прорисовки мелких деталей и контуров предметов, так и для обычной пастельной растушевки. Хорошо растушевывается, цвета великолепно смешиваются друг с другом. Карандаши не ломаются, не крошатся, несмотря на то, что очень тонкие. Количество основных цветов позволяет создавать большое число оттенков.
Масляная пастель. Классическая масляная пастель, которая с каждым годом становится все более популярной среди художников. Ложится очень мягко, обладает абсолютно однородной структурой. Позволяет рисовать в технике пастели, в том числе растушевывается, а также в технике масляных красок, в том числе имитируя мазки. От пастели картина получает цвета и нежную бархатистую фактуру, которая отсутствует у масла. Каждый карандаш обернут в бумагу, что делает его более прочным, а также не пачкает руки художника.

Koh-I-Noor Hardtmuth. Художественные масляные мелки Gioconda. Совершенно необыкновенный материал, нечто среднее между сухой и масляной пастелью. Рисуют мягко, не крошатся, не ломаются. Поддаются растушевке. При этом рисунок блестит, как будто выполненный восковыми карандашами, но гораздо мягче и теплее. Качество мелков очень высокое, произведены они в форме небольших квадратных карандашиков, что позволяет прорисовывать мелкие детали и раскрашивать. Цвета очень хорошо смешиваются друг с другом, создавая плавные переходы или новые оттенки.
Масляная пастель Gioconda. Не уступает своим европейским аналогам. Очень мягкий, пластичный материал. Дает чистое смешение цветов, плавные переходы между тонами. Позволяет рисовать в технике пастели и в технике масляных красок. Легко смешивается и растушевывается подушечками пальцев. Цвета чистые, без посторонних примесей. Каждый карандаш обернут в индивидуальную упаковку, что делает его прочней и не дает испачкаться рукам художника.

Подольская пастель. Действительно соответствует определению «классическая сухая мягкая пастель». Некоторые цвета (красные, желтые, синие, зеленые) не уступают импортным аналогам. Мягкость средняя. Карандаши не ломаются, практически не крошатся. Очень хорошо растушевываются на любой бумаге. Уступают по всем показателям коричневые тона. Однако и здесь все зависит от того, чего художник хочет добиться, так как эти цвета можно использовать как твердые пастельные карандаши. Художники предпочитают эту пастель другой за ее низкую цену и высокое качество. В цветовой гамме присутствуют только пастельные тона, так как в производстве используются натуральные пигменты. В некоторых оттенках попадаются вкрапления более интенсивного цвета, чем основной тон, правда, при растушевке они исчезают. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

«Олки», Санкт-Петербург. Пастель средней мягкости. Карандаши быстро ломаются и сильно крошатся. Дают очень хорошую длинную растушевку. Художники, как правило, растирают эту пастель и используют в виде порошка. Наборы очень любят студенты, так как цвета в них подобраны соответственно предполагаемому рисунку - портрет, пейзаж и прочее. Есть яркие ненатуральные тона, основанные на синтетических пигментах. Их ценят в основном дизайнеры, школьники, любители. Дизайнеры используют эту пастель в виде порошка в огромных количествах. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

«Спектр», Санкт-Петербург. Пастель средней мягкости. Карандаши быстро ломаются и крошатся. Дают очень хорошую растушевку, цвета прекрасно смешиваются друг с другом. Количество оттенков ограниченно только фантазией художника. Цвета чистые, как пастельные, так и яркие. Наборы подбираются совместно с художниками, соответствуют нуждам определенного рисунка - портрет, пейзаж и прочее. В отдельных карандашах встречаются твердые вкрапления.

Apa-Ferrario, Италия. Высококачественная сухая мягкая пастель. Полностью соответствует всем характеристикам, которые должны быть у этого нежного материала. Очень легко и мягко наносится на бумагу, прекрасно растушевывается. Цвета чистые, без примесей. Ни к одному цвету претензий нет. Легко смешиваются друг с другом, давая возможность создавать дополнительные оттенки самостоятельно.

Для того чтобы самостоятельно протестировать пастель, нанесите ее на кожу руки, как делают женщины, проверяющие цвет помады. Хорошая сухая пастель мягкая или средней мягкости (не путайте с твердой или масляной!) должна:

А) Дать штрих не менее 3 мм (до 5 мм);
Б) Легко, мягко, нежно ложиться на кожу;
В) Не царапать;
Г) Не ломаться, не крошиться, даже при падении с небольшого расстояния;
Д) Давать приличную растушевку (для этого разотрите штрих пальцем по ладони);
Е) Легко смешиваться с другими цветами (для этого нанесите рядом штрих другого цвета и разотрите их вместе).

статья из сайта http://www.delo-st.ru/index.php

Читать далее

Советы начинающим

1. Рисуйте каждый день. Даже 15 минут в день уже принесут неоценимый опыт. Рисуйте также, где попало. Если выдалась свободная минутка на работе - рисуйте. Помните: количество со временем станет качеством.

2. Рисуйте чем угодно. Ручка, карандаш, краски, мел, уголь. Не важно чем рисовать.

3. Размышляйте. Анализируйте. Анализ является хорошим средством от ошибок.

4. Если оказались в тупике, присмотритесь к работам знаменитых художников или лучше попросите друзей художников проанализировать.

5. Прислушивайтесь к советам опытных художников, но не следуйте им слепо.

6. Будьте строгим критиком своих работ. Не прощайте себе ошибок.
Когда я только начинал учиться, я многое прощал себе в своих работах. Позже результат не устраивал даже меня.

7. Развивайте умение посмеяться над самим собой.

8. Не позволяйте неудачам раздавить себя. Рембрандту не везло. Успех рождается из неудач.
У меня был период, когда ничего не получалось. Я был просто подавлен, не рисовал месяц, потом все наладилось. Если что-то не получается, отложите на день, подумайте, займитесь чем-то другим. Если не получается живопись, займитесь лепкой.

9. Рисуйте проще. Не надо вырисовывать все как оно есть на самом деле, для этого есть фотоаппарат. Полистайте Пикассо, Гонтурова (укр. художник).

10. Куда бы вы ни собирались, всегда имейте под рукой необходимые и готовые к работе инструменты и материалы.

11. Не завидуйте более талантливым художникам. Просто старайтесь работать на пределе возможностей.

12. Очень приятно получать премии и награды. Но истинная конкуренция заключается в соперничестве со своим вчерашним результатом.

13. Изучайте работы великих мастеров. Обратите внимание на то, каким образом расставлены акценты на их полотнах; что выделено, а что является второстепенным.

14. Запомните: Микеланджело когда-то был беспомощным ребенком. Шедевры создаются в результате героического труда.

15. Без борьбы прогресса не бывает.

16. Лучше действовать, чем бездельничать.

17. Не говорите себе: "Времени нет". У вас ежедневно его столько же, сколько было у выдающихся мастеров.

18. Читайте. Читайте много. Будьте знакомы с работами мастеров.

19. Задавайте вопросы. Не стесняйтесь. Учитесь.

20. Стремитесь находить друзей среди художников, и старайтесь постоянно расширять их круг.

21. Учитесь управлять своими чувствами.

22. Пытайтесь найти то, чему можно поучиться у больших художников; не нужно искать в их произведениях недостатки. Всматривайтесь и наблюдайте окружающую жизнь.

23. Критики - неудавшиеся художники. Но иногда стоит прислушаться.

24. Держитесь подальше от заносчивых и высокомерных художников.

25. Если работать становится все сложнее, это значит, что вы стремитесь попасть на новый уровень.

26. Деньги - штука хорошая, но в жизни есть более важные вещи. Если Вы рисуете из-за денег, то хорошим художником Вам не стать.
Если вы рисуете на продажу, то загоняете себя в определенные рамки. Хорошо если заказчик разбирается в искусстве, а если нет. По большому счету, большая часть населения совершенно не разбирается в искусстве, и поэтому продаться такому населению - значит убить в себе хорошего художника. А за что же жить? Научитесь разделять творчество от рисования "приветов".

27. Не будьте слишком скромны. Без наглости в нашем времени трудно стать известным.

Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды.

Гёте 128, VI. 518



Читать далее

Сарай

Это одна из старых работ. Много людей стало обращать свое внимание именно на эту работу. Она была написана в период моей учебы и стала неким прорывом в рисовании. Хотя сейчас я бы рисовал по другому.



Если Вам понравилась, оставляйте комментарии. Буду рад.



Художник - чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его; он - голос своей эпохи.

М. Горький 155, XXIV, 401


Читать далее

понедельник, 30 марта 2009 г.

Поль Доре



Еще один отличный график. Мне он понравился тем, что он досконально прорабатывает свои картины. Его сказочные мотивы наталкивают на воспоминания о детских сказках.
Посмотрите.




ПОЛЬ ГЮСТАВ ДОРЕ (Doré, Paul Gustave) (1832–1883), французский график и живописец; родился 6 января 1832 в Страсбурге. Доре является одним из наиболее известных и плодовитых иллюстраторов второй половины 19 в. Уже в возрасте четырех лет он проявил замечательный художественный талант, а когда ему было 11 лет, попробовал свои силы в литографии. В 1847 Доре приехал учиться в Париж, а в 1848 заключил контракт с «Журналь пур рир» («Journal pour rire»). Согласно этому контракту художник должен был предоставлять еженедельно одну литографию. Гравюры на дереве к Гаргантюа и Пантагрюэлю Рабле (1854) и Озорным рассказам (1855) Бальзака принесли ему славу. Доре иллюстрировал также многие другие произведения, такие, как Вечный Жид (1856) Эжена Сю, Ад (1861) Данте, Дон Кихот Сервантеса, Потерянный Рай (1866) Мильтона. Широко известны его иллюстрации к Библии (1856). Псевдоромантический стиль Доре, с тщательной проработкой деталей, отражает художественный вкус эпохи. Умер Доре 23 января 1883.
































Читать далее

Клод Лоррен




Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellée, Gelée); 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей.




Получив начальные знания по рисованию от своего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию; учился перспективе и архитектуре у Г. Вельса в Неаполе, и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Клода, за исключением пары лет (1625-1627), проведенных во Франции.



В своих пейзажах, задуманных и исполненных в возвышенном классическом стиле, Клод стремился не столько к точной детальной передаче природы, сколько к выражению возбуждаемого ею поэтического чувства, старался произвести впечатление изящностью линий, уравновешенностью изображаемых масс, ясной градацией тонов в близких и дальних планах, эффектным контрастом света и тени, без нарушения, однако, существенных условий правды.



С огромным мастерством художник показывал игру солнечных лучей в различное дневное время, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие — более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, в основном, не его кисти, а его друзей — Ф. Лаури, Я. Миля, Фр. Аллегри и Н. Колонбеля.



Работы Лоррена имеются почти во всех крупных галереях Европы. Особенно много их в общественных и частных коллекциях Англии, Лувре, палаццо Дориа в Риме, мюнхенской пинакотеке, Дрезденская галерее и Эрмитаж в Санкт-Петербурге; в последнем находится 12 картин, в том числе «Четыре времени года», едва ли не самые замечательные из всех произведений художника.



Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром, и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» — «Книга истины» (200 рисунков; находится у герцога Девонширского, в Англии). Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин.



Уроженец независимого в ту эпоху герцогства Лотарингия (Lorrain), художник большую часть своей жизни прожил в Италии.

Крестьянская семья, в которой Клод появился на свет, была довольно зажиточной, но мальчик рано остался сиротой; согласно некоторым источникам, в 1613—14 гг. он оказался в Риме. Не зная итальянского, он нанялся слугой в дом художника-пейзажиста Агостино Тасси. Тасси был его первым учителем — помогая пейзажисту, Клод усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художнику, немца Готфрида Вальса. Между 1622 и 1625 Лоррен жил в Риме и работал ассистентом у Тасси.




В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Известно, что он декорирует свод церкви и пишет архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Там он живёт до самой смерти (1627—1682). Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.

В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем».

В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо), из которых — два пейзажа с отшельниками.

Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивоглио, принца Колонну.

В 1644 Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где он рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника; в настоящее время книга хранится в Британском музее, в Лондоне.

* одним из учитилей мастера был Жан Лагрене старший




В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650); с 1634 он — член Академии св. Луки (т. е. — Художественной Академии). Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Клод отказывется, больше предпочитая спокойную работу. Он общается с художниками, в частности — с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто.



В последние десятилетия (1660—80 гг.) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом. К этому периоду относятся эрмитажные «Времена суток». В поздних работах Клод уже сам пишет людей. Он их помещает в воображаемые строения; тематически — это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем», 1672 (Национальная Галерея, Лондон), «Парнас» (Музей Изящных Искусств, Бостон).



Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром. Лоррен не был женат, но имел дочь, Агнесс, родившуюся в 1653. Ей он завещал всё своё имущество — в т. ч. клавесин, пресс для печатания гравюр и «Liber veritatis». Лоррен умер в Риме в 1682.



Эволюция: вначале Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди; затем — порты, с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования — он был самоучкой; тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия).



Лоррен, в отличие от Пуссена, выходил за рамки метафизического (читай — академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он — первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на Уильяма Тёрнера (нач. XIX века).


А для меня графика Лоррена является вдохновением и стремлением к большему.

Читать далее
Powered By Blogger